Не чокаясь.
Вспоминая ушедших из жизни близких людей, мы предлагаем выпить за их здоровье не чокаясь…
Предоставляя читателем журнала этот материал хочу напомнить о том, что у каждого из нас были люди, а в частности и голубеводы любители, о которых всегда вспоминаешь по доброму.
Маленькое отступление. Я пришел в голубеводство довольно поздно мне было уже 16 лет, хотя мой отец всю жизнь посвятил голубям в основном николаевским. Трудная судьба досталась украинскому мальчишке познавшего каторгу трудовых лагерей Германии и сталинских послевоенных лагерей. Я всегда восхищался его силой воли, жизнерадостностью и способностью забывать всё пережитое. В память о пребывании в «местах не столь отдалённых» как принято иногда говорить на его теле остались татуировки в виде голубя на груди и надписи на плече «плен хуже каторги».
Сейчас жалею о том, что не расспросил отца о его первом знакомстве с голубями. Увлечение николаевскими голубями он пронёс через всю сознательную жизнь и в 45 лет вместе со мной «заболел» спортивными! Знавшие его любители с удивлением качали головой удивляясь как могло такое произойти? Только с годами я осознал, что не только спортивный азарт двигал моим отцом, но и сильная любовь ко мне. Занимаясь любимым делом вместе мы стали ещё ближе… Мой отец не был выдающимся любителем, но фанатиком как принято сейчас говорить, конечно, был. Всё своё свободное время он посвящал голубям и лишь с рождением внука разделил свою любовь поровну. Все любимые голуби имели клички, постоянно получая корм из его рук, они узнавали его и слетали к нему едва он появлялся во дворе. Сколько же ему пришлось перестроить голубятен известно лишь мне и членам нашей семьи. Только новая идея новый перевод популярного тогда журнала «Die Sporttaube» и начиналось новое строительство. Отец, безропотно привлекая на помощь друзей и родственников перестраивал голубятни. Показательна последняя голубятня размером 12метров на 3метра с вольером, с отсеками для вдовцов, племенных голубей и молодых. А на дворе был уже 1980год. Были трудности, но были и победы. Все дипломы и кубки подписывались: тренер Кушнарёв Николай Егорович. Он очень гордился этими призами особенно победой абсолютных чемпионов сезона. Его любимый голубь № 00219-78 два раза прилетал в зачётных 20% из Ленинграда: 1380км, один раз из Тюмени: 1900км, был чемпионом из Москвы: 830км и чемпионом клуба в «спецклассе». Когда этот голубь не вернулся с 470км отец уверял что его якобы украли, хотя сам был сопровождающим голубей на этой дистанции. Как не хотелось ему верить, что его любимый голубь погиб, возвращаясь, домой!
Планируя написать статью хотел рассказать в ней немного о другом, но в жизни всё так переплелось что одно событие взаимосвязано с другим. В 1972году я увлекся, как тогда говорили «почтарями». Первый блин всегда комом. На рынке мне «всучили» немецких выставочных, попробуй устоять перед соблазном не купить таких красавцев. Дальше были «поляки» затем «чехи». Ещё долго бы я плавал в этом болоте, если бы мне в руки не попал журнал «Птицеводство» с адресами клубов голубеводов разных городов. Я написал письма во все клубы. Мне ответили чемпион Львова Мирослав Пшик, Владимир Павлович Кокоша и Иван Михайлович Продай. О двух последних голубеводах я попытаюсь рассказать подробнее.
Общаясь со многими любителями, зачастую задавал вопрос: а был ли у них учитель? Ответы были различные. У меня учителей было два и каждый оставил в памяти неизгладимый след. Я считаю, что если я чего то и достиг, то это только благодаря тому, что повстречал этих замечательных людей. Сейчас уже трудно представить, как это было ведь прошло уже 35 лет. Каким было спортивное голубеводство в те годы? Ведь по существу никаких традиций, минимум знаний и опыта, отсутствие специальной литературы и качественного материала. В такой сложной обстановке в двух городах Мариуполе (Жданов) и Харькове засверкали по моему глубокому убеждению голубеводы-самородки: И.М. Продай и В.П. Кокоша. Их ни как нельзя сравнивать между собой. Каждый из них с большим уважением относился друг к другу, но всегда отстаивал свою позицию. Владимир Павлович был сторонником естественного метода (голуби в те годы регулярно летали на поля) а Иван Михайлович кормил своих голубей только дома рацион из 18 видов зерна говорил сам за себя. Уже в это время каждый из них добился значительных успехов. Голубь Ивана Михайловича Продая по кличке «Пан» 780км из Тулы преодолел за 10 часов. Голубь Владимира Павловича Кокоши был чемпионом на дистанции 900км из Львова. Первая моя поездка в Мариуполь, 1972год, я впервые побывал на серьёзной голубятне: идеальная чистота, гнездовые клетки по немецкому образцу, не автоматические поилки, индивидуальные кормушки в гнёздах, сказочная зерносмесь, гнёзда из алебастра альбом с фотографиями лучших голубей, книга Османа, всего и не перечислишь. От всего увиденного голова шла кругом. Слева на стене была написана фраза: «Нет плохих голубей есть плохие голубеводы». Теперь готов подписаться под этой фразой. Иван Михайлович сразу дал мне несколько дельных советов. В дальнейшем опекал меня, даже писал письма, в армию сообщая все новости, делясь секретами и тайнами голубеводства. Владимир Павлович подарил мне пару голубей. Одна самка №5568-75 была одной из лучших производителей, почти все её дети от разных самцов были чемпионами и призёрами. От Кокоши я усвоил одно правило: нужно любить голубей, но быть строгим и безжалостным к ним. И ещё одна деталь даришь голубя, так дари лучшее! У нас в клубе существовала такая практика начинающим голубеводам дарили голубей зачастую по принципу: «на тебе боже, что мне негоже». Надо мной иногда посмеивались: «вот дурак, подарил голубя, а он стал чемпионом». Какое то время я разрывался между тем, какую позицию занять и здесь Владимир Павлович произнёс известную фразу, что копия всегда хуже оригинала. Я стал штудировать «Die Sporttaube». Переводил статьи, о методах подготовки голубей взяв на вооружение вдовий метод. Это был мой путь на то время. И как было приятно то, что оба моих учителя с пониманием отнеслись к моему выбору.
Иван Михайлович был довольно сложный человек многим доставалось от него «на орехи» увы, не все понимали его. Может быть, поэтому у него так и не осталось последователей. Однако я смею утверждать, что он был одним из первых номеров голубиного спорта Украины, выдающимся голубеводом-спортсменом.
У Владимира Павловича Кокоши всё сложилось немного иначе он рано ушёл из жизни. Но его заслуга в популяризации спортивного голубеводства не поддаётся осмыслению даже сейчас. Интуиция и талант дали ему возможность создать и передать многим голубеводам Украины голубей известной сейчас линии «529». Потомство самки 529-69 и самца Belg-74 стало линией чемпионов. Выдающиеся голуби неизменно и до нашего времени с блеском выступают в соревнованиях. Это голуби Лаврентьева из Мелитополя, Скока из Запорожья, Акиньшина и Овчаренко из Луганска, Вялых из Харькова, Жученко и Филатова из Днепропетровска. Хочется верить, что этого скромного немного ироничного, но щедрого и доброго человека будут помнить до тех пор, пока спортивное голубеводство ещё живо.
И в заключение может быть несколько сумбурной статьи, (поверьте, на слово что эмоции и воспоминания немного помешали стройности строк) советую голубеводам не забывать тех поистине легендарных любителей. Вспоминайте о них, присылайте материалы в редакцию журнала это интересно и важно не только молодым любителям, познающим азы голубеводства, но и всем нам.
Короче давайте: «Не чокаясь»…
Кушнарёв С.Н.