Голубиная почта

Голуби – необыкновенные птицы! Они обладают острым зрением и невероятной способностью находить дорогу к дому. Человек очень давно заметил эту способность голубей и начал ее использовать в своих целях. Египтяне, греки, римляне и другие народы уже использовали голубей для получения сообщений.
http://sh.uploads.ru/K42fb.jpg

Впервые голуби были официально приняты почтовой администрацией в качестве средств доставки корреспонденции во время осады Парижа в 1870 году. Следует сказать, что еще до осады Парижа специалисты предлагали вывести всех почтовых голубей Парижа в другие города, где находились почтово-голубиные станции (Лиль, Тур), а голубей из этих городов переправить в Париж. Это позволило бы организовать регулярную голубиную почту. Но такой подготовки правительство не провело. После осады Парижа, почта стала использовать воздушные шары. Однако баллонная почта была односторонней: воздушный шар невозможно было направлять в Париж.
Тогда возникла оригинальная мысль – отправлять из Парижа на воздушных шарах вместе с почтой и голубей, которые могли возвратиться в город и доставить туда почту. Первых голубей взял на борт аэростат «Цитта ди Фиренце» 25 сентября 1870 года. И хотя не все птицы возвращались в Париж – именно голуби стали основным средством доставки почты в осажденный Париж.
Первоначально письма писались на очень тонкой бумаге, упаковывались в кожаный мешочек и прикреплялись к голубю. Затем некий мосье Дагрон предложил новую технологию обработки писем способом микрофотографии. Вся почта для Парижа накапливалась в Туре. Затем тексты писем набирались мелким типографским шрифтом и верстали листами, наподобие газеты. Затем эти листы фотографировались с большим уменьшением. Пленка помещалась в кусочек полого гусиного пера, заклеивалась воском и привязывалась к почтовому голубю. Голубь нес 15-20 таких пленок. В результате голубь доставлял в Париж текст, объем которых достигал 70 тысяч слов.
В Париже был открыт «голубиный почтамт», где происходила расшифровка получаемых сообщений. Текст пленки с помощью специального аппарата проецировался на экран, с которого почтовые чиновники списывали текст. При благоприятных условиях письма доставляли в руки адресата уже через 7-8 часов после отправления их из Тура.

http://s5.uploads.ru/HDYpo.jpg http://sh.uploads.ru/4lhbf.jpg

Информация для  голубиной почты.   Голубимый почтамт. Расшифровка голубиной почты.

12 ноября 1870 года Драгон вылетел на аэростате из Парижа, и уже спустя 2 дня в город прибыл первый голубь с «массовой депешей».
Следует сказать, что почта осажденного Парижа доставляла не только государственные сообщения, но и частные письма. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный декрет, статья 1 которого говорила: «Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении и в пределах, указанных в приказе начальника управления». Во время осады Парижа голуби доставили свыше миллиона только частных писем. Позднее благодарные парижане поставили голубю памятник.
Следует сказать, что Франция не единственная страна, воздавшая почести почтовому голубю. Известен факт присвоения звания полковника английской армии почтовому голубю № 888 за большие заслуги в первой мировой войне. После смерти легендарный голубь был похоронен со всеми воинскими почестями.
Существовала голубиная почта и в России. В 1890 году в Киеве было учреждено первое частное общество почтово-голубиного спорта. В русской армии появились голубиные станции. Использовались почтовые голуби и в Советской Армии.
Первая же регулярная частная голубиная почта была организована в Новой Зеландии в конце девятнадцатого века. Сообщение между Новой Зеландией  островом Большой Барьер было сильно затруднено. Напомним, что радио в то время еще не существовало. Поэтому в 1890 году возникла идея организовать почтовую связь с помощью голубей. Но только в 1896 году открылась регулярная почтовая линия Окленд – Окупу (остров Большой Барьер). Для справки: голубь преодолевал это расстояние примерно за 1 час 15 минут.
Вскоре голубиная почта распространилась на другие острова и стала настолько массовой, что в 1898 была выпущена тиражом 1800 экземпляров  специальная почтовая марка. Выпуски марок для голубиной почты продолжались и в следующие годы. Интересно, что номиналы марок были разные: синяя 6 пенсов, а красная 1 шиллинг. Причем марки использовались своеобразно. Разный номинал марок голубиной почты обозначал разные тарифы по направлениям. Дело в том, что, как, оказалось, обучить птиц лететь к острову Большой Барьер из Окленда гораздо труднее, чем от острова в Окленд. Как видно, даже птицам не чужды стремление к плодам цивилизации.

http://sh.uploads.ru/Y0WeA.jpg http://s7.uploads.ru/5ul3p.jpg

Успех голубиной почты острова Большого Барьера, побудил компанию синдиката Маротири, находящейся на архипелаге одноименного названия, организовать собственную голубиную почту. В 1899 году для нее была выпущена первая почтовая марка. В дальнейшем вышло еще несколько выпусков. Голубиная почта была закрыта только в 1908 году после прокладки кабеля связи.

http://sd.uploads.ru/1cJmA.jpg http://sg.uploads.ru/1KPW5.jpg http://s5.uploads.ru/NbIPv.jpg

Практиковалась организация голубиной почты и в других странах. Вот несколько примеров.
«Среди Тихого океана между главными островами Гавайского архипелага будет организована постоянная и правительственная голубиная почта для быстрой пересылки писем и депеш. Самое большое расстояние между Гонолулу и Хилу, главным местечком гавайского острова, почти 400 км, и на перелет голуби ежедневно употребляют немного больше 10 часов. При голубиной почте пользуются микроскопическими фотографическими снимками, содержащими тысячи депеш и весящими едва полграмма».
«Опыты в 1895 году, по почину Жиффара, в Атлантическом океане доказали, что хорошо дрессированные почтовые голуби могут пролетать расстояние до 800 верст. Капитан Рено, заведующий военной голубиной почтой французской армии, повторил опыты Жиффара. Один голубь, пущенный с расстояния 3000 верст от американского побережья, пролетел эту огромную дистанцию. Путем тщательного подбора и тренировки пернатых вопрос об устройстве голубиных почт для океанских кораблей может быть решен с успехом. Корабль, взяв известное количество французских и американских голубей, может пользоваться теми и другими, смотря по своему местонахождению.»
«Вопрос о надежности голубиной почты на далеких расстояниях через сушу, и море давно решен в утвердительном смысле. Можно безошибочно сказать, что 80% голубей на расстоянии 150 миль от станции совершат перелет со скоростью 35-40 миль в час… . Голубями теперь пользуются на практике для пересылки важных бумаг. В Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Испании, Италии и России голубиные станции для военных целей обставлены очень хорошо. Во Франции, Германии, Италии, России и Испании имеются станции для морских целей, а ныне Великобритания обратила свое внимание на этот прекрасный способ сообщения через море».
В наше время от голубиной почты остались только регулярные олимпиады почтовых (спортивных) голубей и Международный союз почтового голубеводства, инициатор этих олимпиад. Иногда появляются даже голубеграммы, как это было в Словакии в 1996 году. Естественно, что в настоящее время, при современном развитии средств связи и всемирной сети Интернет, голубиная почта преследует ярко выраженный памятный филателистический характер, но все же эти вещи просто очень интересны.
http://s5.uploads.ru/z6mqt.jpg

Но наиболее почитаема голубиная почта на своей родине - Новой Зеландии. Ежегодно там проводится, очень популярное у коллекционеров мероприятие "Stamp week", которое редко обходится без организации голубиной почты. Письма доставленные почтовыми голубями часто франкируются специально для этого выпущенными марками. Готовятся для этого и специальные почтовые штемпеля.

http://s9.uploads.ru/GRp3K.jpg http://s9.uploads.ru/1CKx0.jpg
http://sh.uploads.ru/6dcnv.jpg
http://sh.uploads.ru/KLghm.jpg

Из-за своей голубиной почты Новая Зеландия всерьез оспаривает первенство 
в отправке первого воздушного письма. К 50-летию выпуска марок голубиной почты был
выпущен конверт, на котором имеется надпись «Новая Зеландия была первой страной мира,
которая использовала почтовые марки для воздушной корреспонденции».

В 1972 году многие газеты мира сообщили о подвиге почтового голубя. Вот что сообщило АПН СССР:
«Жители австрийского города Клагенфурта стали недавно свидетелями своеобразного подвига, совершенного… почтовым голубем. Возвращаясь из очередного почтового полета, птица в 13 км от города повредила себе крыло. После нескольких безуспешных попыток подняться в воздух голубь решил продолжать путь пешком. С большим опозданием вконец обессиливший крылатый почтальон все же доставил письмо по назначению».
Почта Новой Зеландии вновь обратилась к легендарным маркам голубиной почты при проведении Всемирной филателистической выставки 1997 года.
http://sd.uploads.ru/smiGz.jpg

[1] «С.-Петербургские ведомости» 12 января 1898 года

[2] «Правительственный вестник» 24 мая 1898 года

[3] «Правительственный вестник» 14 октября 1898 года
Новоселов В.А. | 29.10.2008

http://mirmarok.ru/prim/view_article/231/