Военные голубиные станции

Военно-голубиные станции были введены в армии приказом военного министра П.С. Ванновского в октябре 1884 года. Пионером применения почтовых голубей в армии стал офицер Туркестанского военного округа поручик Григорий Лалекин. В 1895 году офицер с согласия командира стрелковой бригады организовал при своей части голубиную почту. Со временем они стали переносить сообщения из Ташкента в воинские части и в штаб. Особенно широкое сообщение посредством голубей было во время маневров. Выступающие из города войска забирали с собой птиц и по мере надобности посылали с ними донесения.
В 1906 году в долине северного склона хребта между сопками Орлиное Гнездо и Исаевича под Владивостоком были построены две станции для содержания почтовых голубей и казарма роты обслуживания.
В русско-японской войне 1904-1905 гг. голубиная связь использовалась для управления войсками с помощью доставки распоряжений и приказов. С этой целью в Порт-Артуре была сформирована военно-голубиная станция, насчитывающая 45 тренированных голубей из Ляояна и 31 голубя из Чифу. С началом войны 09 февраля 1904 г. уже к 22 февраля голуби были вывезены из Порт-Артура в конечные пункты выпуска. Прибывшие в Ляоян голуби, были переданы в голубятню Заамурского округа пограничной стражи для связи с осажденной крепостью голубями. Во время отступления русских войск из Ляояна голубей не успели эвакуировать и они были выпущены.

http://sh.uploads.ru/i7oAM.png

Согласно Учреждению Управления губерний Царства Польского – «Варшавскому Генерал-губернатору предоставлено в виде временной меры до 25 марта 1907 года:
1) издавать обязательные постановления о воспрещении в точно указанных районах Привислянского края разведения, хранения и содержания голубей почтовой породы;
2) при обнаружении голубей этой породы в означенном районе, голубей передавать в распоряжение ближайшей военно-голубиной станции, а на лиц, у коих они будут обнаружены, налагать в административном порядке взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в пятьсот рублей. 25 марта 1904г ».
Перед первой мировой войной голубиные станции находились во многих пунктах, где дислоцировались русские войска.
Согласно О. Д. Маркову ("Русская армия 1914-1917 г.г.") военно-голубиные станции наряду с инженерными частями и артиллерией являлись подразделениями следующих крепостей: Ковно, Варшава, Усть-Двинск, Либава, Осовец, Новогеоргиевск, Брест-Литовск, Барановичи, Ивангород, Загреж, Владивосток.
Станции голубиной почты благополучно пережили революции и смены режимов. Каждая новая власть брала их под свой жесткий контроль, но использовала редко. К примеру, приказом командующего вооруженными сухопутными и морскими силами Приморской области полковника Толстова за № 23 от 16 июля 1918 г. ему были подчинены все крепостные управления и подведомственные им военные учреждения и заведения крепости Владивосток: штаб, инженерное, артиллерийское, интендантское, санитарное управления, артиллерийский склад, военно-голубиная станция, военный порт и конвойные команды.
После оккупации Севастополя в 1920 г. генерал-лейтенант П.Н. Врангель приказал вывести голубиную станцию в количестве около 700 голубей в Германию. В течение двух лет практически все голуби возвратились в родной город.

Становление службы связи в Красной Армии осуществлялось с учетом имеющегося боевого опыта применения почтовых голубей. В главном управлении связи была создана специальная комиссия по разработке плана стратегической связи страны. На своем первом заседании 29 ноября 1920 г. комиссия заслушала доклад: «О необходимости разработки стратегического плана военной связи республики», пятым пунктом которого предлагалось: «Уточнить места станций голубиной связи».
Из персоналий нашел только упоминание некоего полковника Андреева Н.Д., и то – в период ПМВ занимался голубиной связью, в связи, с чем был командирован для повышения теоретической подготовки на Высшие курсы птицеводства при Зоотехническом институте осенью 1929г. В последствии, в 1931г. был назначен зам. начальника организованного Научно-испытательного института военного голубеводства РККА. Работы: «Служебное голубеводство». Государственное военное издательство, 1934 г., «Как работать кружку ЮДО по почтовому голубеводству». Издательство Осоавиахима СССР. 1934 г. В апреле 1934г. институт военного голубеводства РККА был расформирован и включен в состав Научно-экспериментального института военного собаководства (с 7.04.1934 - «Центральная школа связи собаководства и голубеводства»).

В 1939 году советские голуби вовсю готовились к войне. О планах использования боевых птиц в рядах РККА корреспонденту "Известий" рассказывал дежурный по павильону "Голубеводство" Всесоюзной сельскохозяйственной выставки Клавдий Купреев.
"(...) - Дело нужное, - продолжает т. Купреев. - Представьте, ваш самолет, перелетев через линию фронта, вынужден опуститься в тылу противника. Летчику надо дать знать о себе. Вот он и выпускает голубя. Тот летит на свою станцию.
Значение голубиной почты в военном деле нашло достойную оценку. Каждый колхоз стремится стать крепостью обороны. Развести почтовых голубей в сельской местности - дело несложное. А ведь может настать время, когда голубиные станции колхозов окажут частям Красной армии немало услуг.
Возвратимся к примеру с самолетом. Летчик может отправить с голубем в штаб доклад о результатах воздушной разведки и продолжить полет. Парашютный десант, высадившийся в тылу у противника, отправит с пернатым письмоносцем донесение о ходе операции. Бойцы, осажденные в каком-нибудь пункте, смогут поддерживать связь со своими частями. Как бы ни были совершенны телеграф и радио, они не смогут доставить в штаб схему, план, карту района боевых операций. Снимите документ на фотопленку, вложите в миниатюрный футлярчик, который называется "порт-депеш", и отправляйте свою ценную корреспонденцию с крылатым связистом. (...) Сейчас проводятся интересные опыты с передвижными голубиными станциями. Сооружены голубятни на колесах - специально оборудованные вагоны и автомобили. Голубеграммы с передвижных станций доставлялись за 30-40 км. Нечего и говорить, как удобно воинской части, ведущей наступление, иметь под рукой такое почтовое агентство".
На серьёзной и ответственной работе почтовых голубей использовали во время Великой Отечественной войны. Руководитель отделом голубеводства при Центральной школе связи А. Орлов начал создавать передвижные голубиные станции для разведки армии. Во главе этой работы стоял М. Н. Богданов, ему помогали профессор МГУ В. Ларионов и известный голубевод Москвы П. Фёдоров. В Останкинском питомнике и питомнике голубей при Академии наук СССР было организовано разведение почтовых голубей. За день голуби некоторых станций доставляли до 55 голубеграмм, а в боевых условиях и того больше.
В период Великой Отечественной войны останкинский голубиный питомник стал главным поставщиком молодняка почтовых голубей для советской армии. Передвижные почтово-голубиные станции принесли нашим войскам немалую пользу. Лишь за один месяц во время наступательных боев за освобождение Прибалтики в 1944 году воздушные гонцы подразделений капитана Богданова доставили с передовых позиций 2.569 боевых депеш, то есть в среднем более 85 в день. Хорошо работали подвижные почтово-голубиные станции командиров Емельяненко, Казимирского и других. Надежность голубиной связи позволяла доставлять в штабы с помощью голубей даже важнейшие документы, захваченные у противника. Вклад голубей не остался незамеченным. Только за участие в обороне столицы тридцать солдат-голубеводов были награждены орденами и медалями.
Кто постарше, помнит популярную дворовую песню "Жил в Ростове Витя Черевичный" - про мальчика, которого немцы убили за то, что он не отдал им своих сизарей. На оккупированной территории почтовые голуби действительно изымались, и расстрел за несдачу их 15-летнего учащегося ремесленного училища Виктора Черевичного (г. Ростов) упоминается в материалах Нюрнбергского процесса как один из примеров зверств захватчиков. В 1944 году на Прибалтийском фронте использовалась рота почтово-голубиной связи; было доставлено 15 000 голубеграмм. Есть знаменитая история про голубя - спасителя британской подлодки. Но, понятно, время военных голубей уходило...
И славной птице - единственной из пернатых, знакомой с военной службой, - оставалось лишь переквалифицироваться в символ мира.
Ещё один интересный факт: кроме "человеческих" противогазов были сконструированы и лошадиные, и даже голубиные намордники. Накануне первой мировой войны в Петроградском военном округе существовало 16 почтовых голубиных станций, по 200 голубей в каждой. Голубей также защищали от газовых атак. Один голубиный противогаз сохранился в московском военном музее.

История

23.02.1888 г. - утверждено положение о Военно-Голубиной почте. (ПВМ46)
Для осуществления связи при помощи голубей с крепостями, учреждаются Военно-голубиные станции 4-х разрядов.
Начальник станции избирается из подготовленных офицеров или командируется по распоряжению коменданта крепости. Голубеводы-надзератели по вольному найму, или замещаются строевыми унтер-  офицерам или нестроевыми старшего разряда. Служители назначаются из нижних чинов. Служители и надзиратели числятся от своих частей в командировке.
Военно-голубиные станции действуют по указания Главного Инженерного управления.
03.07.1888 г. - нижним чинам Военно-голубиных станций установлено обмундирование по форме нестроевых нижних чинов тех частей войск, из которых они командированы. Из снаряжения оставлен только поясной ремень с бляхой. (ЦГШ127)
02.06.1899 г. - установлено, что офицеры, назначенные начальниками Крепостных Военно-голубиных станций, должны иметь форму одежды того рода оружия, по которому они, при назначении на должность, зачислены. (ЦГШ121)

Ковенская крепостная военно-голубиная станция

    4-го разряда, сформирована 02.12.1901 г. в Ковенской крепости. (ПВМ402)
    Фактически станция сформирована к 23.07.1902 года. (ЦГШ176)
    Станцию вероятно обслуживают чины, выделенные из Ковенских Крепостных пехотных полков (1-го, 2-го или 3-го).
    В августе 1915 г. - Ковенская крепость оставлена, в связи с отступлением РИА.
    23.03.1916 г. - военно-голубиная станция, на время военных действий, расформирована. (ПШВГ379)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Насонов Петр Николаевич - капитан, начальник станции, стр.774

Либавская крепостная военно-голубиная станция

    3-го разряда, учреждена 06.11.1898 г. в Либавской крепости. (ПВМ292)
    Станцию, вероятно, обслуживают чины, выделенные из Либавского Крепостного пехотного батальона.
    К 01.09.1911 г. - военно-голубиная станция упразднена, в связи с упразднением Либавской крепости. (РСВ)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Пурен Иван Яковлевич - капитан, начальник станции, стр.774

Барановичская военно-голубиная станция

    4-го разряда, сформирована 15.03.1888 г. в г. Барановичи. (ШИ)
    Станцию, вероятно, обслуживают чины, выделенные из Железнодорожной бригады, для которой она была организована.
    23.03.1916 г. - военно-голубиная станция, на время военных действий, расформирована. (ПШВГ379)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Васильев Михаил Витальевич - поручик, начальник станции, стр.774

Варшавская крепостная военно-голубиная станция

    2-го разряда, сформирована 15.03.1888 г. в Варшавской крепости. (ШИ)
    Станцию, вероятно, обслуживают чины, выделенные из 26-го Резервного пехотного батальона, расквартированного в крепости.
    В июле 1915 г. - Варшава оставлена, в связи с отступлением РИА.
    23.03.1916 г. - военно-голубиная станция, на время военных действий, расформирована. (ПШВГ379)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Вознесенский Николай Сократович - капитан, начальник станции, стр.775

Брест-Литовская крепостная военно-голубиная станция

    1-го разряда, сформирована 15.03.1888 г. в Брест-Литовской крепости. (ШИ)
    Станцию, вероятно, обслуживают чины, выделенные из Резервных пехотных батальонов (37-го, 38-го или 39-го), расквартированных в крепости.
    В августе 1915 г. - Брест-Литовская крепость оставлена, в связи с отступлением РИА.
    23.03.1916 г. - военно-голубиная станция, на время военных действий, расформирована. (ПШВГ379)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Петерсен Яков Иванович - подполковник, начальник станции, стр.775

Новогеоргиевская крепостная военно-голубиная станция

    3-го разряда, сформирована 15.03.1888 г. в Новогеоргиевской крепости. (ШИ)
    Станцию, вероятно, обслуживают чины, выделенные из Резервных пехотных батальонов (29-го, 30-го, 31-го или 32-го), расквартированных в крепости.
    В августе 1915 г. - Новогеоргиевская крепость оставлена, в связи с отступлением РИА.
    23.03.1916 г. - военно-голубиная станция, на время военных действий, расформирована. (ПШВГ379)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Глыба Иван Петрович - капитан, начальник станции, стр.775

Ивангородская крепостная военно-голубиная станция

    3-го разряда, сформирована 15.03.1888 г. в Ивангородской крепости. (ШИ)
    Станцию, вероятно, обслуживают чины, выделенные из Резервных пехотных батальонов (35-го или 36-го), расквартированных в крепости. (∼)
    В июле 1915 г. - Ивангородская крепость оставлена, в связи с отступлением РИА.
    23.03.1916 г. - военно-голубиная станция, на время военных действий, расформирована. (ПШВГ379)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Каффка Константин Петрович - капитан, начальник станции, стр.775

Осовецкая крепостная военно-голубиная станция

    3-го разряда, учреждена 02.12.1901 г. в Осовецкой крепости. (ПВМ402)
    Фактически станция сформирована к 26.05.1902 года. (ЦГШ151) Станцию вероятно обслуживают чины, выделенные из Осовецкого Крепостного пехотного поглка.
    В августе 1915 г. - Осовецкая крепость оставлена, в связи с отступлением РИА.
    23.03.1916 г. - военно-голубиная станция, на время военных действий, расформирована. (ПШВГ379)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Осницкий Евгений Захарович - капитан, начальник станции, стр.775

Одесская военно-голубиная станция

    3-го разряда, сформирована 02.12.1901 г. в г. Одесса. (ПВМ402)
    Фактически станция сформирована к 01.11.1902 года. (ЦГШ244)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Геруцкий Евдоким Григорьевич - капитан, начальник станции, стр.775

Севастопольская крепостная военно-голубиная станция

    4-го разряда, учреждена 25.08.1890 г. в Севастопольской крепости. (ПВМ222)
    Фактически станция сформирована к 01.06.1893 года. (ЦГШ285)
    Станцию вероятно обслуживают чины, выделенные из Севастопольского Крепостного пехотного батальона.
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Комар Иосиф Евменович - капитан, начальник станции, стр.775

Владивостокская крепостная военно-голубиная станция

    1-го разряда, сформирована 15.07.1904 г. в Владивостокской крепости. (ПВМ411)
    15.11.1907 г. - станция включена в состав Владивостокской Крепостной Саперной бригады. (Пр. № 605 Приамурского ВО)
    Офицерский состав на 1 января 1909 года:

    Ющенков Виталий Алексеевич - подполковник, начальник станции, стр.775

Источник: http://www.antologifo.narod.ru/pages/li … tPostG.htm