Школа спортивного голубеводства (часть 2)

Особенности физиологии, механика, аэродинамика и энергетика полета голубей. Одним из самых главных моментов является знание механики полета голубя. Часто мы беремся судить о качестве крыла, мышц, строения корпуса, отдельных костей голубя, не представляя сущности полета голубей. У голубя скелет составляет до 9% общего веса голубя. Несмотря на это птица имеет самые большие кости плечевого пояса и киль, к которым прикрепляются сильные мышцы, приводящие в движение крылья. При самом легком скелете он самый прочный и упругий, предназначенный для очень больших нагрузок в полете. Кости тонкие и полые, в некоторых местах сросшиеся вместо простых соединений. У голубей малый вес головы хорошо сбалансирован с весом корпуса. Сочлененные ребра при дыхании могут двигаться с большой амплитудой. Самым совершенным у голубя является перо, которое необходимо как для движения, так и для защиты от внешних воздействий. Аналога соотношения веса пера и его прочности нет. При каждом движении крыла вниз опахало маховых перьев отгибается вверх, образуя пропеллер, который создает потоки воздуха получается тяговая сила, которая поднимает голубя и движет вперед. Самым интересным фактом является то, что человек в начале изобрел пропеллер, а потом с помощью совершенной фотосъемки смог увидеть механику разворота перьев в пропеллера у птиц. Исходя из продолжительности и скорости полета, мы должны подходить по-разному к конструкции пропеллирующих перьев. Чем длинней дистанция, тем четыре крайних пропеллирующих пера должны быть уже, острее их концы, а длина перьев длинней, чтобы тратить минимум энергии на преодоление сопротивления воздуха при их развороте в пропеллера Щиток крыла необходим голубю для взлета, посадки и поддержания в воздухе при полете, чем уже шиток крыла, тем меньше сопротивление при движении голубя. Площадь щитка должна соответствовать весу и продолжительности полета. Перо голубя сглаживает все углы корпуса, делая его обтекаемым, что уменьшает сопротивление при полете. Благодаря этим качествам пера голуби имеют хорошую скорость полета. Перо является также теплоизолятором. Хвост голубя играет роль руля и направляет движения в нужную сторону, поэтому требования к хвосту как к рулю, он должен быть хорошо обтекаемым и иметь развитые мышцы, чтобы в любую секунду изменить направление движения. Сердце у голубей мощное, ритм сокращения – 135 ударов в минуту В связи с приспособленностью голубя к длительному полету, у них сложная система дыхания, куда входят носовая полость, верхняя гортань, трохея, нижняя гортань, бронхи, легкие и система разветвленных воздухоносных мешков, которые составляют 12% объема тела. Органы дыхания делают обмен газов между организмом и окружающей средой, выделяя респираторную влагу и тепло, окисляя питательные вещества, в результате чего высвобождается энергия. Воздухоносные мешки не только облегчают вес голубя, но и способствуют продуванию воздуха через легкие, служат системой охлаждения, а также выполняют опорную функцию, амортизируют внутренние органы при движении. Летящий голубь для дыхания использует только 1/4 воздуха, а 3/4 воздуха – для охлаждения организма. Активная фаза дыхания не вдох, а выдох. При каждом взмахе крыльев грудная клетка сжимается и воздух выталкивается из легких. Голуби только во время лета дышат полной грудью. Грудная мускулатура голубей приводит в движение крылья. Вес мускулатуры может достичь половины веса голубя. Чтобы эти мышцы работали эффективно, нужен большой запас энергии и хорошая система кровообращения. О качестве кровообращения мышц говорит их розовый цвет. Форма крыльев у голубя относится к высокоскоростному типу, т.е. оно длинное, относительно узкое. Цикл движения крыльев голубя состоит из опускания крыла, при котором маховые перья первого порядка изгибаются и закручиваются, превращаясь в пропеллера, которые тянут голубя вперед, а при подъеме крыла перья раздвигаются и продолжают еще создавать некоторую тягу. Затем они быстро отводятся назад и готовы начать новый цикл. Самым главным фактором в аэродинамике голубей является отношение площади крыльев к весу тела. У скоростных короткодистанционных голубей соотношение площади крыльев к весу меньше, чем у голубей длиннодистанционных. У голубей длиннодистанционных больше площадь крыла и меньше вес, что позволяет им планировать во время полета. Некоторые примеры соотношения площади крыла к весу у диких птиц: Сокол-сапсан 1,1 Утка-кряква 0,7 Полярная гагара 0,6 Беркут 1,4 Ворона 2,4 Плачущий голубь 2,4 Ласточка 7 Рассмотрим вопрос аэродинамики голубя. Крыло состоит из костей: плечевая, локтевая с прилегающей тонкой лучевой, далее пястно-запястная кость. К этим костям прикреплены маховые перья первого порядка и перья второго порядка. Крыло голубя состоит из двух частей, выполняющих разные функции. Оно разделяется на внутреннюю половину, приводимую в движение мускулатурой плечевого сустава и наружную часть, которая независимо поворачивается около “запястья”, лежащего по середине длины крыла. Внутренняя часть крыла ответственна почти исключительно за создание подъемной силы. Эта часть довольно жестко удерживается под небольшим углом по отношению к горизонтальному положению корпуса голубя (как крыло самолета) и имеет обтекаемую форму. Эта искривленная поверхность создается дугообразно изогнутыми кроющими перьями. Впереди запястья, где соединяются внутренняя и наружная части крыла, есть небольшая группа перьев, называемая крылышком, которая помогает голубю при взлете и приземлении Голубь может приподнять крылышко и при этом образуется щель между крылом и крылышком. Без крылышка голубь не в состоянии благополучно взлететь и приземлиться. Теперь рассмотрим самый главный вопрос движения голубя за счет создания тягового усилия пропеллирующими перьями. Во время мгновенного движения крыльями наш глаз не успевает зафиксировать момент разворота крайних перьев в пропеллера, только замедленная съемка позволяет это сделать. Количество пропеллеров у голубей от 2 до 5, хотя при очень интенсивном взмахе крылом в экстремальных условиях в пропеллера могут развернуться и большее количество перьев. Во время движения крыльев вниз маховые перья первого порядка на их концах образуют почти прямой угол к остальной части крыла и к траектории полета. Эти развернутые перья и есть пропеллеры. При каждом взмахе они принимают такую изогнутую форму только на доли секунды. Эта способность крыльев изменять свою форму и положение составляет основу полета голубя. На протяжении полного цикла взмаха крылья непрерывно меняют свою форму, автоматически приспосабливаясь к давлению воздуха и к аэродинамическим требованиям на разных фазах цикла взмаха крыльев. Эта автоматическая регуляция осуществляется благодаря особенностям строения пера. У перьев на конце крыла (перья №10, 9, 8, 7) опахало с передней стороны стержня уже, чем с задней. Благодаря этому при движении крыла создается сила, которая перо закручивает в пропеллер. При опускании крыла давление воздуха на широкую сторону опахала поворачивает перья вверх до тех пор, пока крыло не приобретет форму и угол наклона, необходимые для пропеллерной функции. Степень и характер этого поворота пера определяется, главным образом, строением стержня пера жесткого в основании, уплощенного и гибкого в конце. Маховое перо первого порядка, обладающее таким специализированным строением, отлично адаптируется к меняющимся требованиям полета. Перья не прикреплены к кости крыла неподвижно, а удерживаются широкой и гибкой перепонкой, предоставляющей каждому перу значительную свободу движения. Таким образом, голубь при стабильном полете не затрачивает особых усилий, только кончики перьев поворачиваются, чтобы выполнить функцию пропеллеров. Если голубь спешит и ударяет по воздуху крыльями с большой силой, то вся наружная часть крыла от запястья может закручиваться, образуя мощный пропеллер, но при этом затрачивается максимальное количество энергии. При опускании крыла пропеллер движется вниз и вперед, при подъеме крыла – вверх и назад. Величина движения вперед и назад меняется в зависимости от частоты взмаха крыла. При частых взмахах крыла, например, при взлете голубя повышенное давление направляет концы крыльев вперед по более пологой траектории, а при медленном полете – движения близкие к вертикальным. Внутренняя часть крыла, сохраняя нужный угол, поддерживает тело голубя на протяжении всего цикла взмаха, этот угол все время регулируется так, чтобы подъемная сила оставалась неизменной. При прямолинейном полете мощные грудные мышцы приводят в движение все крыло от плеча. Внутренней части крыла нет необходимости двигаться, она действует как рычаг для движения наружной пропеллирующей части крыла, увеличивая скорость и мощность. На скорость влияет длина плеча, а также качество сокращения грудной мышцы. Функцию руля, поддерживающего равновесие, выполняет хвост голубя, который может отклоняться вверх, вниз и в сторону. Хвост голубя может служить и дополнительной плоскостью для подъема голубя. Равновесие создается с помощью крыльев. Одной из разновидностей полета является парящий полет. Голубь поднимается вверх, плавно скользя вдаль, как бы соскальзывая по отношению к массе воздуха. Голубь, как и другие птицы, использует восходящий воздушный поток, который поднимается быстрее, чем голубь опускается. Восходящие потоки, в которых парят или скользят птицы, обуславливается двумя причинами Одна из них – препятствия, отклоняющие воздушную струю вверх – это склон реки, холм или волна в море. Второй тип восходящих потоков имеет термическое происхождение – это потоки нагретого воздуха Солнце прогревает землю, которая отдает тепло в воздух, который, прогреваясь, расширяется и поднимается вверх. Если открытая местность чередуется с лесными массивами, то восходящий воздух поднимается столбом вверх. Над морем вода согревает находящийся над ней воздух, образуя группы столбов как пчелиные соты, затем, если есть сильный ветер, то он наклоняет эти воздушные потоки, которые приобретают горизонтальное положение над поверхностью воды. Восходящие потоки сильнее в период, когда поверхность земли или вода теплее воздуха. Этим явлением можно попробовать объяснить более качественный прилет утром, чем днем, а также ночные перелеты мигрантов в целях экономии сил для перелета. Давайте опять вернемся к качеству результатов полета голубей в Голландию, Бельгию, Германию и северо-западную часть Франции с Barselona, Perpinian, Narbon, Marsel, Tulon, Leon, Avineon, Monpele и других городов Испании, Франции на побережье Средиземного моря. На старте голубей с этих городов им сразу помогают восходящие потоки воздуха у Средиземного моря, а далее трасса полета голубей проходит по реке Rona, которая проходит между гор и имеет обрывистые берега. Значит, вдоль реки Rona постоянно существуют восходящие воздушные потоки, которые способствуют полету голубей, увеличивают скорость полета и экономят энергию голубей на этих длинных дистанциях. Далее трасса с реки Rona переходит по рекам, текущим на север в сторону Бельгии, Голландии и таких рек большое количество. Эти реки проходят также по возвышенностям, образуя обрывистые берега, которые способствуют появлению восходящих потоков. На наш взгляд это одна из основных составляющих скоростных полетов бельгийских, голландских, немецких и части французских голубей с юга. Сегодня нет разницы между бельгийскими, голландскими и польскими голубями, они одного происхождения и их энергетика аналогична. Никто из голубеводов Бельгии и Голландии не вешает голубю дополнительный двигатель или бак с бензином. Скорости голландских и бельгийских голубей на дистанциях 1000-1150 км достигают скорости польских, украинских и других голубей на дистанциях 300-500 км, которые летают над равнинной поверхностью. Возьмите за несколько лет результаты польских голубеводов Гданського округа на выпусках с 1000 км (Бельгия и Голландия). Голуби разных рас в клубах Гданська успешно повторили результаты голубей Бельгии и Голландии с Барселоны когда на трассе в полет “не вмешивались” циклоны и антициклоны, которые “сбивают” голубей. Объяснением этому служит прекрасная трасса с Бельгии и Голландии по побережью Балтийского моря, где восходящие потоки у побережья моря помогают голубю с хорошей скоростью преодолевать трассу в 1000 км. Глядя на геофизическую карту Польши можно сказать, что хорошие результаты будут показывать голуби клубов Katowize, Biesko-Biala, Krakov и других клубов, трасса полетов которых проходит вдоль границы с Чехией, где имеется возвышенность, у которой есть постоянно восходящие потоки, помогающие голубям показывать хорошую скорость и экономить энергию. Та же геофизическая карта Польши показывает, что у некоторых клубов нет такой хорошей трассы, это подтверждается и анализом результатов полетов этих клубов. Более глубокое изучение этого вопроса показывает, что голуби и в первом и во втором случае бельгийские и голландские, одних и тех же рас, квалификация голубеводов также на должном уровне, а вот результаты разные. Возвращаясь к полетам голубей над морем с использованием восходящих воздушных потоков, которые создает сама вода и волны, можно сказать, что нет секретов в результатах полетов спортивных голубей в Испании, Португалии, Англии, Мальты, Кубы и других государств над поверхностью морей и океанов. Безусловно, что голуби на такие выпуски специально подобраны, они имеют меньший объем мышц грудной клетки (меньше вес), более длинное крыло (длиннее внутренняя часть крыла), эти голуби предназначены для парящего полета, они имеют сильные связки и сухожилья, которыми обладают чайки, альбатросы и орлы. Не менее интересными являются факторы, от которых зависит скорость полета голубей. До настоящего времени вопрос скорости полета птиц до конца не изучен, так как из предыдущей информации мы видим очень много положительных, отрицательных и даже противоречивых факторов, от которых зависит скорость полета голубей. На скорость полета голубей оказывает влияние ветер, наклон траектории полета, строение крыла, качество мышц, связок, сухожилий, соотношение площади крыльев к весу, умение правильно распределять движения крыльев на всей дистанции, хороший механизм миграции (ориентации), гнездовая конституция, правильно выбранная трасса полета, погода на трассе и многое другое. Приведем несколько примеров скорости птиц в природе, изучив характеристику крыла, качество мышц, зная соотношение площади крыльев и веса, можно сделать поверхностный анализ и предположить какими должны быть спортивные голуби для разных дистанций. Сокол-сапсан (преследуемый) 280 км/час Полосатый ястреб 96 км/час Кряква (преследуемая) 96 км/час Деревенская ласточка 74 км/час Ворона 96 км/час Фазан 96 км/час Спортивный голубь 70-100 км/час При анализе нужно учесть, что вышеуказанные птицы не совершают таких длительных беспосадочных перелетов, как голуби. Следовательно, голуби, летающие на дистанциях до 300 км, должны иметь конструктивные особенности схожие с дикой уткой, а голуби, летающие на длинные дистанции, должны иметь универсальную конструкцию, которая бы позволяла сочетать и скоростные характеристики, и способность рационально расходовать запасы энергии, умение планировать, отдыхая во время полета, и использовать восходящие потоки для получения максимальной скорости. Энергетика полета голубей. Голубеводы, участвующие в соревнованиях спортивных голубей постоянно удивляются выносливости голубей и их скорости. Голуби, находясь весь световой день в полете, показывают большую скорость. Выпуски голубей клубами Украины на 1500, 2000, 2200, 2500 км и их возвращение домой приводят в изумление даже опытных голубеводов. Зная, что у голубя запас энергии на полет в течение трех дней, а полет с вышеуказанных длинных дистанций длится 2, 4, 7, 17 дней, то голуби со сверхдальних дистанций должны уметь делать “дозаправку” кормом в пути. Безусловно, что голуби, которые пускаются на 2 тысячи км, должны быть приучены к поиску корма в пути, и они должны обладать колоссальной волей к возврату к гнезду, быть очень осторожными, так как каждую минуту их подстерегает опасность, как со стороны хищников, так и со стороны людей. Эксперименты по вопросу энергетики полета голубей ученым удалось провести в лабораторных условиях в аэродинамической трубе. Были изучены вопросы получения птицами энергии для совершения мышечной работы за счет окисления жиров, углеводов и белков и с выделением СО2, азотосодержащих продуктов и воды. Наиболее важную роль в получение энергии играет окисление жиров, которые являются наиболее эффективным видом топлива. Один грамм жира дает почти столько же энергии, что и один грамм бензина – это в два лишним раза больше чем белок, и в восемь раз больше чем углевод. Эти опыты полета птиц в аэродинамической трубе показали, что более 70% энергии для полета птицы доставляет окисление жиров и потребление 1 мл кислорода дает 4,8 калорий Затраты энергии при полете птицы зависят от скорости и от угла полета к горизонту. С увеличением скорости затраты энергии растут. Если птица поднимается под углом к плоскости горизонта, затраты энергии растут, а когда птица опускается – затраты энергии уменьшаются. Расход энергии у голубя экономичен. Сильно влияет на расход энергии турбулентное завихрение в результате тепловой циркуляции. Ветры снижают скорость полета на 50%. На расход энергии голубей влияет не только выбор хорошей трассы, способствующей полету и хорошей “информацией дома”, но и совершенство конструкции голубя в которое входят и аэродинамические качества На длинные дистанции нужно подбирать голубей средней величины, пропеллирующие перья должны быть узкие и острые, чтобы минимально расходовать энергию на преодоление сопротивления при их разворачивании, соотношение площади крыльев и массы тела должно быть 2-4. Для длинных дистанций необходим тип голубей, которые могут в короткие сроки максимально аккумулировать в себе жир. Этот процесс управляется голубеводом. Знание энергетики полета каждого голубя на основании длительного контроля голубя до полета и после его возвращения поможет каждому голубеводу достичь оптимальных результатов в соревновании. В этой информации использованы материалы наблюдений орнитологов США К.Уэлти, Дж.Сторера, К.Пенникуик и других ученых, которые на протяжении десятков лет проводили эксперименты в лабораториях и в натуральной природе. Авторы статьи считают, что эти материалы послужат хорошим дополнением к знаниям голубеводов о спортивных голубях. Что мы знаем о механизме ориентации голубей? Механизм миграции птиц на протяжении всей жизни человечества является одной из тайн природы. Существуют десятки гипотез миграции птиц и ориентации голубей, и все они имеют смысл, так как голуби во время возвращения домой с соревнований прямо или косвенно ими пользуются. В основе любого явления природы есть основной механизм, а остальные – дополнительные или вспомогательные. Каким бы сложным не был механизм ориентации птиц, тем не менее, на определенном участке суши птицы из года в год летают определенными “дорогами” -“пролетными путями птиц”. Во всех странах мира у орнитологов имеются карты пролетных путей мигрантов. Значит, механизм миграции птиц есть и они умело им пользуются. В конце 70-х годов в городе Кривом Роге (Украина) голубеводы совместно с Академией наук СССР провели интересные эксперименты по миграции голубей. У нас не возникает сомнений, что ласточки являются мигрантами и используют в своей практике перелетов миграционный механизм. Эксперимент заключался в следующем. Ласточки в Кривой Рог прилетали каждой весной с юга, куда улетали осенью. Ранней весной после прилета ласточек в городе Кривой Рог были пойманы две пары деревенских ласточек и взяты семь голубей в возрасте 1-1,5 года, которые в своей жизни не выпускались с дистанции. Эти ласточки и голуби были доставлены на север в г. Москву, дистанция 760 км. Ласточек и голубей окольцевали сотрудники Академии наук и выпустили. В течение нескольких дней и Кривой Рог вернулась одна пара ласточек и все семь голубей. При кольцевании представители Кривого Рога зафиксировали, что есть вероятность, что одна пара ласточек не прилетит, так как они не приступили к устройству гнезда, это предполагает, что ласточки были пролетными с более северных широт. Так как ласточки воспользовались миграционным механизмом, а голуби прилетели вместе с ними, то, очевидно, что голуби воспользовались тем же механизмом миграции, что и ласточки. Аналогичные эксперименты проводились на 1300 и 3500 км в 1980 году. В 1983 году голубеводы г. Мелитополя на совместном выпуске голубей с города Санкт-Петербурга (1450 км) с голубеводами города Одессы выпустили без единой подготовки 12 голубей, 3 из которых были в годичном возрасте. Через 12 дней все эти 12 голубей вернулись в Мелитополь. До этого выпуска эти 12 голубей умели найти корм в поле и воду. Затем двухлетние голуби аналогично выпускались с 2000 км Беломорск-Мелитополь и возвращались домой. Из этого следует вывод, если голуби имеют такой же миграционный механизм, как и птицы-мигранты, то для соревнований необходимо выбирать трассы, совпадающие с “дорогами миграции” птиц. Если мы рассмотрим карту миграции перелетных птиц на территории Украины и России, то они проходят в основном над низменностями, вдоль больших рек. То есть просматривается тенденция пролета мигрантов над ровной поверхностью земли, что предполагает стабильную информацию над ровной поверхностью. Большие возвышенности и горы, а также водные преграды птицы обходят. Многие клубы юга Украины после удачных экспериментов с ласточками и голубями взяли в основу выбора направления полета голубей пути миграции птиц и одну из гипотез ориентации, в основе которой стоит принцип ориентации за счет разницы температур над фактической местностью и закрепленным в птице оптимумом дома (температурой дома). В результате сравнения закрепленного жизненного температурного оптимума дома (температура земли, где птица постоянно проживает, имеет гнездо, прекрасно себя чувствует, находит корм и выводит потомство) и фактической температуры в точке выпуска голубя, то он в течение 5-10 секунд определяет направление в сторону приближения температуры дома. Если мы видим, что голуби кружатся в месте выпуска, то значит, мы неправильно выбрали точку выпуска и температура земли в месте выпуска приближена к температуре земли дома, или же проходящий циклон или антициклон внес дезинформацию по температуре. После нескольких кругов над местностью голуби начинают поиск, уходя с места выпуска галсами (зигзагами), то есть происходит “слепой” поиск температурной точки, с которой откроется информация дома. Клубы юга Украины, ставя в основу ориентации голубей миграционный механизм, максимальную разницу температур между точкой выпуска голубей и дома, а также отсутствие по трассе движения голубей гор, возвышенностей, больших водных преград, за последние 20 лет провели более 30 выпусков с дистанции 1100 км; 1450; 2000; 2200; 3000; 3500 км, которые в значительной мере подтвердили вероятность этой гипотезы. Хотелось бы в основных чертах охарактеризовать гипотезу ориентации спортивных голубей с помощью миграционного механизма, использующего разницу температур между точкой выпуска и домом. Тепловое излучение земли – это есть инфракрасное излучение, которое излучается в виде электромагнитной волны определенной длины. Мы знаем, что прародителями птиц являются земноводные и рыбы, которые имеют очень развитый механизм восприятия теплового излучения. Змеи и рыбы улавливают изменение тепла в 0,001°С на расстоянии 10 метров. Учитывая, что птицы движутся со скоростью 70 км/час, то они еще быстрее улавливают разницу температур. Очевидно, пролеты миграционных птиц и голубей во время соревнований над низменностью, вдоль рек связаны с получением качественной информации о температуре земли за счет хорошего проводника информации – влажного воздуха. Сухой прогретый воздух является плохим проводником тепла земли. Этот фактор желательно использовать при выборе трассы соревнований спортивных голубей. Самая плохая ориентация у голубей до 100 км, так как разница температур между точкой выпуска и домом очень маленькая и голубям очень трудно ориентироваться. Голубеводы имеют самые большие потери голубей на выпусках до 100 км. Тренировки голубей и соревнования необходимо начинать после стабилизации температуры, о чем свидетельствует начало гнездования перелетных птиц (ласточки, скворцы). Если по направлению движения голубей препятствиями являются горы, значительные сплошные высокогорья или водные преграды, то голуби задерживаются в пути, так как эти препятствия являются “глухой стеной” в получении температурной информации дома. Горы, возвышенности и большие водные преграды имеют другую температуру, а, следовательно, и излучают волну другой длины, которая прерывает информацию дома, голуби нервничают и начинают искать новые источники информации дома, а это потеря времени и физических сил. Учитывая то, что голубь имеет приемник информации, в котором перерабатывается и сравнивается фактическая информация с заложенной информацией дома, необходимо отметить, что для приема сигнала (электромагнитной волны) нужно иметь и датчик приема входного сигнала, т.е. антенну. На протяжении десятка лет голубеводы всего мира отмечают зависимость качества полетов голубя от качества глаза голубя. Если допустить, что глаз является датчиком (антенной) приема сигнала, то его качество зависит от длины и диаметра кровеносных сосудов радужной оболочки глаза, по которой протекает кровь, в состав которой входят соли и металлы, являющиеся проводниками. Толщину кровеносных сосудов определяет “колодец” заглубления зрачка относительно поверхности радужной оболочки, что является критерием качества полета голубя. Если глаз рассматривать как аппарат приема сигнала, то его сокращение – изменение его формы следует рассматривать как положительное качество в приеме слабого сигнала, соответствующего очень маленькой разнице температур. Хорошую работу глаза в виде частых сокращений как радиально, так и по окружности, мы видим у голубей расы Janssen Arendonk и Meullemans, хорошо летающих на коротких дистанциях. Другая структура глаза у голубей, летающих на длинных дистанциях. Глаз у них имеет не такие частные сокращения, менее заглублен зрачок, меньше объем кровеносных сосудов, так как на длинных дистанциях большая разница температур между точкой выпуска н дома и не требуется больших усилий для выбора направления движения в сторону дома. Интенсивно работающий глаз утомляет голубя и требует дополнительного расхода енергии. Такие глаза мы видим у рас Jan Aarden, Van der Wegen, Van Wanroy и других длинно-дистанционных рас. Так как голубь плохо ориентируется на коротких дистанциях, то очень важно на этих дистанциях пользоваться вспомогательными механизмами ориентации, одним из которых является рефлекс направления полетов. Тренировки необходимо начинать с 2-5 км за городом в сторону направления будущих полетов. Этот механизм ориентации рефлекс направления необходимо закреплять путем планомерного увеличения дистанции до 100 км. Хорошие голуби имеют хороший рефлекс направлений полетов. Если вы резко меняете направление полетов, то опытных взрослых голубей нельзя запускать в эти соревнования, так как неизбежна потеря, если и будут возвращаться голуби, то с плохим качеством рефлекса направления и умеющие пользоваться другими дополнительными механизмами ориентации. На новые направления соревнований должны запускаться новые голуби. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что правильный выбор трассы соревнований голубей существенно сказывается на качестве прилета голубей. //goluby-dnepr.ucoz.ua

Источник: http://golubevod.net/2350-shkola-sporti … ast-2.html
© Golubevod.Net