Мой собеседник - Эберхард Шуслер житель небольшого немецкого городка Сулбзбаха, округа Майнц. Городской клуб любителей спортивных голубей объединяет 40 голубеводов спортсменов, районный клуб -160 человек. Программа полетов включает 13 соревнований от 170км до 620км.

-Как вы оцениваете программу полетов Московского региона 15 полетов от 250км до 1165км?
-Это очень не легкая программа. Однако сложно представить,  что ее можно выполнить одному голубю. Видимо в этой ситуации лучшим решением будет – разделить команду на несколько частей и соревноваться в различных категориях.

-Могли бы немецкие голуби выполнить такие требования?
-Видимо да. Проблема в другом. Попасть в число призовых после полетов на 560км, затем 740км, 850км и свыше 1000км практически невозможно или у вас в клубе есть такие уникальные голуби? У нас в Германии совершенно другой подход к соревнованиям. Существует Национальный чемпионат страны, состоящий из тринадцати полетов. Полеты на дальние и сверхдальние дистанции проводятся отдельно. Ежегодно это пять соревнований, таких как Дакс, По, Перпиньян, Марсель и Барселона. Каждый голубевод может независимо от программы соревнований, проводимой Германским  Национальным Союзом участвовать в полетах на дальние дистанции. Это так называемые «интерполеты». В этих полетах принимают участие любители из Бельгии, Голландии, Франции, Люксембурга, Великобритании. Есть любители, которые специализируются только на этих дистанциях. Приведу пример – полет из города По, расстояние от 800  до 1200км. Соревнования проводятся под эгидой Бельгийского союза голубеводов. Доходы от соревнований направляются в помощь детям-сиротам. Для того чтобы уровнять все шансы количество участников ограничивают. Каждый голубевод  может сдать не более 5 голубей. В зависимости от расстояния каждая страна-участник разбита на 3 зоны. Бельгия и Голландия сдает по 800 голубей от зоны, Люксембург и Франция по 300, Германия по 600 голубей.

-А какие награды можно получить в этих соревнованиях?
-Разыгрываются различные призы - это титулы, медали, кубки, дипломы, ценные подарки  и серьезные денежные призы. Финансирование проводится из бюджета национальных федераций, региональных клубов, серьезные призы от фирм-спонсоров.

-Я слышал, что транспортировку голубей осуществляют железнодорожным транспортом?
-Да. Это условие Бельгийского союза. В этой стране традиционно на длинные дистанции голубей отправляют железной  дорогой. К примеру,  дорога в Барселону занимает несколько дней. В железнодорожных вагонах кормление и уход за голубями осуществлять гораздо удобнее.

-Расскажите немного о своих голубях
-В моем хозяйстве около 100 голубей. Я готовлю голубей к соревнованиям по методу классического вдовства. В полетах участвуют только самцы. Самки ожидают своих партнеров дома. И до определенного времени я не участвовал в полетах на дальние дистанции. Два года назад вместе со своим коллегой Альбертом Франком построили новый питомник, предназначенный для подготовки «стайеров». Для этой цели приобрели 14 пар голубей от Хайнца Сегмюллера, Раймонда Гермеса. Среди голубей птицы из питомника голландца Ко Нипиуса. Они были приобретены  при посредничестве Йопа Ван Донгена, который в течение 18 лет ухаживал за его голубями. В основном это голуби рас Аарден и Штихельбаут.

-На какие дистанции посылаете своих годовиков?
-На все соревнования национального первенства, с учетом того что годовиков запрещено пускать на дистанции свыше 900км. К вашему сведению - на 1200км  только голубей достигших трехлетнего возраста. Это постановление союза.

-Ваш рецепт для достижения успеха?
-В голубеводстве нет мудрецов и магов. Нет человека, который может дать  точный ответ на этот вопрос. Может поэтому наше хобби интересно и популярно  среди любителей. Иногда торжествует «его величество случай», иногда нужно иметь чуточку счастья, а некоторые вещи не поддаются ни какой логике. Приведу пример - сдаю на полет 18 вдовцов-15 в призах. Следующий полет – сдаю 20 голубей один в 20%. Коллеги задают вопрос что случилось? Я НЕ ЗНАЮ, И НИКТО НЕ ЗНАЕТ. Естественно я могу дать и другой ответ:
1. Голубевод должен знать своих голубей, верить в их возможности, иметь с ними должный контакт как говориться сжиться с ними, а не просто быть хозяином и тренером.
2. Голуби должны быть абсолютно здоровыми.
3. Необходимо выбрать систему подготовки голубей, знать все ее нюансы, ничего не менять в течение сезона, так как это нервирует голубей и никогда не приведет к успеху.

-Не секрет что некоторые голубеводы приобретают хороших голубей, но не достигают побед. В чем их ошибки?
-Естественно главная составляющая успеха это материал, сами голуби. Это основной момент. Но ведь в настоящее время купить голубей могут многие, а успеха добиваются единицы. Мое мнение если так можно выразиться у любителя должны быть «руки, заточенные под голубей» они должны обладать определенным даром. Иногда можно дать такой совет- с голубями приобретайте и голубевода.

-Можно ли по внешнему виду определить качество голубя?
-Я не являюсь  таким специалистом, каким является Пит де Веерд в оценке голубей. Могу сказать несколько общих фраз, но это не будет, ни для кого откровением. Все же я сторонник того что лучший селекционер – пресловутый «профессор садок» или «корзина» как вам будет угодно.

-Существует много средств (витамины добавки и т.д.) для улучшения кондиций голубей. Какие средства используете Вы?
-Это довольно сложный вопрос. При тех нагрузках, какие испытывают голуби в соревнованиях на протяжении 3 месяцев еженедельных полетов невозможно состязаться только на чистой воде и зерне. Голубям необходимо помочь. Но выскажу свое мнение, которое разделяют многие чемпионы. Витамины и другие добавки нужно давать с большой осторожностью только в случае снижения формы, после сверхнагрузок, желательно уже после полетов свыше 400км. Я всегда пользуюсь средствами одного и того же проверенного производителя. Ни в коем случае не гонитесь за «модными новинками». И самое главное - никакое сверх чудесное средство не сделает из посредственного голубя – «аса».

-Ну и вопрос, какой я не могу не задать, зная, что у вас есть голуби расы Янссен. Как вы их оцениваете?
-Голуби братьев Янссен давно и отлично себя зарекомендовали в полетах. По оценкам большинства специалистов обладают самой высокой скоростью полета и великолепной ориентацией. Однако им не хватает выносливости и  «твердости характера» особенно при неблагоприятных метеоусловиях. Этими качествами в полной мере обладают голуби старых рас, таких как Хореманс, Штихельбаут, Аарден. Скрещивая с Янссенами  можно добиться быстроты и выносливости. Этот метод используют многие любители Западной Европы. Но учтите что среди «гибридов» много балласта.

-Ваш лучший голубь?
-Это DV- 05079-455. Спортивная карьера этого голубя как нельзя лучше характеризует такой момент, что успех голубя зависит от многих факторов. Даже великолепный уход, сбалансированное кормление не гарантирует победу. За свою жизнь он был и на вершине и на самом дне! Был «асом» и просто возвращался домой. Годовиком 6 полетов – 6 конкурсов, двухлетним -2 приза, в трехлетнем возрасте был переведен в другой питомник – 5 призов. Большинство любителей убрали бы такого голубя из питомника. Я предоставил ему еще один шанс (в его родословной голуби по линиям лучших голубей Янссен). В четырёхлетнем возрасте -4 раза лучший в питомнике. В 5 лет стал абсолютным чемпионом сезона в клубе. Зимой погибает в когтях ястреба его самка. И в этом сезоне 7 «последних» призов, «455-му» не хватает огня. Мой коллега Роберт Кляйн предложил дать ему самку такой же масти, как и прежняя. Но у меня не было сиреневой самки. Он предложил свою молодую. Самец преобразился! В новом сезоне 12 конкурсов и во второй раз титул лучшего голубя. Поэтому повторюсь – где то счастье, где то случай всего понемногу. Ко всему прочему из-под этого самца получил хорошее потомство, которое весьма успешно летает в соревнованиях не только в Германии, но и в  Словакии, Польше и  на далеком Тайване.

-А может мы увидим их и в России?
-Почему нет. Всё возможно.

Кушнарев С.Н.