Биологические особенности голубей
Вопросы правильной организации содержания, кормления и разведения голубей могут быть решены только на основе знаний анатомии и физиологии птиц. Познания в голубеводстве приобретаются практикой и наблюдениями, сведениями из научных источников.

Данные о температуре, пульсе, количестве дыхательных движений и других физиологических показателях у взрослых голубей: ректальная температура тела (°С) – 40,6-42; пульс (ударов в минуту)– 140–400; количество дыхательных движений в минуту – 25–30; количество эритроцитов (млн/см3) – 3,5–4,0; количество лейкоцитов (тыс/см3) – 13–18,5, гемоглобина (%) – 15–16; половозрелость – 6–7 мес; продолжительность насиживания яиц (дней)– 17–21. Количество дыхательных движений, сокращение сердечной мышцы резко изменяются в момент испуга.ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К ПОЛЕТУ

У голубей, как и других птиц, строение тела и биологические особенности приспособлены к полету. Передние конечности видоизменены в органы полета – крылья. Хорошо развит перьевой покров. У голубей нет зубов, мочевого пузыря, т. е. тех органов, которые могли бы утяжелить птицу при полете. Селезенка, печень, желудок– небольшие по отношению к массе тела. Органы яйцеобразования функционируют только в определенное время, а в период покоя они значительно уменьшаются.

По своей подвижности и способности преодолевать пространство голуби занимают одно из первых мест среди наземных позвоночных, скорость их полета достигает 100 км/ч. Это обусловливает интенсивную работу мускулатуры и значительные затраты энергии. Кислородный обмен в их организме проходит быстро и экономично. Двухэтапный процесс дыхания возник как эволюционное приспособление для интенсификации обмена веществ в организме. С этим же связана работа пищеварительных органов – голуби потребляют большое количество пищи, и усвоение ее протекает быстро. Данные особенности тесно связаны с наличием у голубей постоянной температуры тела, близкой к 42 °C, стабильность которой обеспечивается теплоизолирующим покровом из перьев.

Тело голубя поддерживается в воздухе летательным аппаратом. В целом механизм полета состоит в том, что движения летательных органов (крыльев) создают потоки воздуха, которые поднимают тело птицы и направляют вперед. Хвост играет роль руля и направляет движение в нужную сторону. Сила сопротивления, которое оказывает воздух на поверхность крыльев, зависит от длины и ширины крыла и скорости его взмахов. Сила сопротивления пропорциональна квадрату сокращения крыльев. Наибольшее сопротивление при полете испытывают концы крыльев. Опыты по удалению четырех-пяти концевых маховых перьев приводят к тому, что голубь утрачивает способность к активному полету. У голубей, в зависимости от их породных особенностей, различают два типа полета: гребной и парусный.

Гребной полет. Главный летательный аппарат – крыло, одноплечий рычаг, который вращается в плечевом суставе. Прикрепление маховых перьев и особенность их подвижности таковы, что при ударе вниз крыло почти не пропускает воздух. При подъеме крыла, вследствие сгибания осевой части скелета, поверхность действия крыла на воздух становится меньше. Благодаря повороту маховых перьев, крыло становится проницаемым для воздуха. Чтобы голубь мог держаться в воздухе, необходимы его движения, т. е. ветер, создаваемый взмахами крыльев. В начале полета движения крыльев более частые, затем, по мере увеличения скорости полета и сопротивляемости, число взмахов крыльев уменьшается, доходя до определенной частоты. Скорость полета птиц очень велика: например, почтовый голубь разгоняется до 18–19 м/с. При испуге, например при нападении сокола, голубь складывает крылья и буквально камнем падает вниз, развивая скорость 70–80 км/ч.

Максимальная высота голубиного полета– 1–3 тыс. м; выше, вероятно, из-за разреженного воздуха, голубям трудно летать. Своеобразен полет «бабочкой», при котором голуби как бы парят на месте, широко распуская хвост, чтобы затормозить движение вперед.

Парусным, или парящим полетом голуби пользуются после набора высоты. Иногда парусный полет перемежается с гребным. Голубь набирает высоту там, где есть постоянное движение потоков воздуха, и создает положением крыльев определенную атаку встречного воздуха. Периодически голуби соединяют концы крыльев при раскрытом крыле и совершают плавный полет по окружности.ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАT

В результате приспособления к полету скелет голубей приобрел ряд особенностей: значительная часть костей внутри полые, содержат воздух, однако эти кости тонкие, твердые и прочные. Костная ткань содержит много минеральных солей, обильно снабжена кровеносными сосудами, имеет сильно развитую надкостницу. Трубчатые кости – тонкостенные, в них проходят разветвления особых мешков, наполненных воздухом, проникающим через окончания легочных бронхов.

При изучении экстерьера необходимо знать расположение и форму отдельных костей, входящих в состав скелета. Например, на черепе у хохлатых птиц имеется костный вырост, служащий основанием для хохла.

Масса скелета голубя, по данным В. П. Назарова (1958), достигает примерно 9 % от общей массы тела.

Характерная особенность позвоночника – спаянность большинства позвонков, начиная с грудных, что исключает перегибание туловища голубя во время полета и позволяет сохранять горизонтальное положение. Кости таза образуют одну большую выгнутую пластину, к которой подвешены внутренние органы. Лонные кости не сращены, и таз открытый, что связано со способностью птиц нести сравнительно крупные в жесткой оболочке яйца. Шейных позвонков у этих птиц 12–13.

Последние хвостовые позвонки срастаются в пигостиль – кость, к которой прикреплены хвостовые (рулевые) перья, а предыдущие хвостовые позвонки подвижны, что обеспечивает большую подвижность хвоста. Хвост в полете голубя играет важную роль: он поддерживает равновесие, служит тормозом, то есть выполняет функцию руля. Пигостиль имеет особо важное значение для голубей-павлинов, у них хвост состоит из 28 перьев. Слабый пигостиль не в состоянии удержать такой хвост, и он заваливается набок, что является сеьезным недостатком.

Выделяется крупная грудина, создающая опору при полете для внутренних органов, а киль – гребень грудины – место прикрепления мощных мышц, приводящих в движение крылья. Массивные грудные мышцы достигают у летных пород 25 % общей массы тела.

Крыло представляет собой видоизмененную переднюю конечность позвоночных животных, которая в процессе эволюции птицы редуцировалась, то есть упрощалась. Из пальцев остались второй, третий и четвертый, которые вместе с плечевой, локтевой и лучевой костями образуют скелет крыла, его основу. Первый палец, который существовал у древних птиц и помогал при лазании по деревьям, превратился в крылышко – очень важный аэродинамический орган, похожий на предкрылок самолетов, без него невозможны нормальные взлет и посадка птицы. Суставы крыла дают ему возможность в нерабочем состоянии складываться. Сложенное крыло не мешает птице свободно передвигаться по земле, в ветвях деревьев и т. п. Кроме того, сложенные крылья, как два щита, предохраняют тело птицы от посторонних воздействий.

http://s2.uploads.ru/t/xVRy6.jpg

Добавлено: 07.11.2012г    Заголовок сообщения: Биологические особенности голубей      
Биологические особенности голубей
Вопросы правильной организации содержания, кормления и разведения голубей могут быть решены только на основе знаний анатомии и физиологии птиц. Познания в голубеводстве приобретаются практикой и наблюдениями, сведениями из научных источников.

Данные о температуре, пульсе, количестве дыхательных движений и других физиологических показателях у взрослых голубей: ректальная температура тела (°С) – 40,6-42; пульс (ударов в минуту)– 140–400; количество дыхательных движений в минуту – 25–30; количество эритроцитов (млн/см3) – 3,5–4,0; количество лейкоцитов (тыс/см3) – 13–18,5, гемоглобина (%) – 15–16; половозрелость – 6–7 мес; продолжительность насиживания яиц (дней)– 17–21. Количество дыхательных движений, сокращение сердечной мышцы резко изменяются в момент испуга.ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К ПОЛЕТУ

У голубей, как и других птиц, строение тела и биологические особенности приспособлены к полету. Передние конечности видоизменены в органы полета – крылья. Хорошо развит перьевой покров. У голубей нет зубов, мочевого пузыря, т. е. тех органов, которые могли бы утяжелить птицу при полете. Селезенка, печень, желудок– небольшие по отношению к массе тела. Органы яйцеобразования функционируют только в определенное время, а в период покоя они значительно уменьшаются.

По своей подвижности и способности преодолевать пространство голуби занимают одно из первых мест среди наземных позвоночных, скорость их полета достигает 100 км/ч. Это обусловливает интенсивную работу мускулатуры и значительные затраты энергии. Кислородный обмен в их организме проходит быстро и экономично. Двухэтапный процесс дыхания возник как эволюционное приспособление для интенсификации обмена веществ в организме. С этим же связана работа пищеварительных органов – голуби потребляют большое количество пищи, и усвоение ее протекает быстро. Данные особенности тесно связаны с наличием у голубей постоянной температуры тела, близкой к 42 °C, стабильность которой обеспечивается теплоизолирующим покровом из перьев.

Тело голубя поддерживается в воздухе летательным аппаратом. В целом механизм полета состоит в том, что движения летательных органов (крыльев) создают потоки воздуха, которые поднимают тело птицы и направляют вперед. Хвост играет роль руля и направляет движение в нужную сторону. Сила сопротивления, которое оказывает воздух на поверхность крыльев, зависит от длины и ширины крыла и скорости его взмахов. Сила сопротивления пропорциональна квадрату сокращения крыльев. Наибольшее сопротивление при полете испытывают концы крыльев. Опыты по удалению четырех-пяти концевых маховых перьев приводят к тому, что голубь утрачивает способность к активному полету. У голубей, в зависимости от их породных особенностей, различают два типа полета: гребной и парусный.

Гребной полет. Главный летательный аппарат – крыло, одноплечий рычаг, который вращается в плечевом суставе. Прикрепление маховых перьев и особенность их подвижности таковы, что при ударе вниз крыло почти не пропускает воздух. При подъеме крыла, вследствие сгибания осевой части скелета, поверхность действия крыла на воздух становится меньше. Благодаря повороту маховых перьев, крыло становится проницаемым для воздуха. Чтобы голубь мог держаться в воздухе, необходимы его движения, т. е. ветер, создаваемый взмахами крыльев. В начале полета движения крыльев более частые, затем, по мере увеличения скорости полета и сопротивляемости, число взмахов крыльев уменьшается, доходя до определенной частоты. Скорость полета птиц очень велика: например, почтовый голубь разгоняется до 18–19 м/с. При испуге, например при нападении сокола, голубь складывает крылья и буквально камнем падает вниз, развивая скорость 70–80 км/ч.

Максимальная высота голубиного полета– 1–3 тыс. м; выше, вероятно, из-за разреженного воздуха, голубям трудно летать. Своеобразен полет «бабочкой», при котором голуби как бы парят на месте, широко распуская хвост, чтобы затормозить движение вперед.

Парусным, или парящим полетом голуби пользуются после набора высоты. Иногда парусный полет перемежается с гребным. Голубь набирает высоту там, где есть постоянное движение потоков воздуха, и создает положением крыльев определенную атаку встречного воздуха. Периодически голуби соединяют концы крыльев при раскрытом крыле и совершают плавный полет по окружности.ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАT

В результате приспособления к полету скелет голубей приобрел ряд особенностей: значительная часть костей внутри полые, содержат воздух, однако эти кости тонкие, твердые и прочные. Костная ткань содержит много минеральных солей, обильно снабжена кровеносными сосудами, имеет сильно развитую надкостницу. Трубчатые кости – тонкостенные, в них проходят разветвления особых мешков, наполненных воздухом, проникающим через окончания легочных бронхов.

При изучении экстерьера необходимо знать расположение и форму отдельных костей, входящих в состав скелета. Например, на черепе у хохлатых птиц имеется костный вырост, служащий основанием для хохла.

Масса скелета голубя, по данным В. П. Назарова (1958), достигает примерно 9 % от общей массы тела.

Характерная особенность позвоночника – спаянность большинства позвонков, начиная с грудных, что исключает перегибание туловища голубя во время полета и позволяет сохранять горизонтальное положение. Кости таза образуют одну большую выгнутую пластину, к которой подвешены внутренние органы. Лонные кости не сращены, и таз открытый, что связано со способностью птиц нести сравнительно крупные в жесткой оболочке яйца. Шейных позвонков у этих птиц 12–13.

Последние хвостовые позвонки срастаются в пигостиль – кость, к которой прикреплены хвостовые (рулевые) перья, а предыдущие хвостовые позвонки подвижны, что обеспечивает большую подвижность хвоста. Хвост в полете голубя играет важную роль: он поддерживает равновесие, служит тормозом, то есть выполняет функцию руля. Пигостиль имеет особо важное значение для голубей-павлинов, у них хвост состоит из 28 перьев. Слабый пигостиль не в состоянии удержать такой хвост, и он заваливается набок, что является сеьезным недостатком.

Выделяется крупная грудина, создающая опору при полете для внутренних органов, а киль – гребень грудины – место прикрепления мощных мышц, приводящих в движение крылья. Массивные грудные мышцы достигают у летных пород 25 % общей массы тела.

Крыло представляет собой видоизмененную переднюю конечность позвоночных животных, которая в процессе эволюции птицы редуцировалась, то есть упрощалась. Из пальцев остались второй, третий и четвертый, которые вместе с плечевой, локтевой и лучевой костями образуют скелет крыла, его основу. Первый палец, который существовал у древних птиц и помогал при лазании по деревьям, превратился в крылышко – очень важный аэродинамический орган, похожий на предкрылок самолетов, без него невозможны нормальные взлет и посадка птицы. Суставы крыла дают ему возможность в нерабочем состоянии складываться. Сложенное крыло не мешает птице свободно передвигаться по земле, в ветвях деревьев и т. п. Кроме того, сложенные крылья, как два щита, предохраняют тело птицы от посторонних воздействий.

Скелет голубя:
1 – шейные позвонки; 2 – первый палец на крыле; 3 – пясть; 4 – второй палец; 5 – третий палец; 6 – локтевая кость; 7 – лучевая кость; 8 – плечо; 9 – лопатка; 10 – подвздошная кость; 11 – хвостовые позвонки; 12 – копчиковая кость; 13 – седалищная кость; 14 – лонная кость; 15 – бедро; 16 – голень; 17 – цевка (плюсна); 18 – первый палец на ноге; 19 – четвертый палец на ноге; 20 – грудина; 21 – киль грудины; 22 – брюшная часть ребра; 23 – спинная часть ребра; 24 – коракоид; 25 – ключица; 26 – грудные позвонки

Задние конечности – опора всего тела при передвижении по земле. Бедренная кость мощная и короткая. Кости голени сращены почти полностью, малая берцовая редуцирована. Сращение костей предплюсны и плюсны образует так называемую цевку. Из четырех пальцев три обращены вперед, а один противопоставлен. Такое строение задней конечности придает телу большую устойчивость и позволяет цепко охватывать опору. По сравнению с другими птицами ноги голубя развиты, пожалуй, несколько хуже, голубь не может прыгать, как воробей или ворона, не может быстро бегать, не может лапой что-нибудь взять или придержать кусочек корма.

У голубей легкие сращены с ребрами, и сокращение межреберных мышц при полете автоматически стимулирует работу дыхательного аппарата. Это обстоятельство необходимо особенно учитывать, так как содержание голубей в малоподвижном состоянии, без полетов, делает их слабыми, предрасположенными к болезням. Крепкие и здоровые голуби всегда в движении, слабые и больные сидят нахохлившись. Физическое состояние голубей сказывается на плодовитости.

Мышечная ткань птиц характеризуется большой плотностью и мелковолокнистостью. Ее строение у голубей зависит от породы. У почтовых и высоколетных она плотная, у мясных и декоративных– рыхлая.

Мышцы птиц делятся на четыре группы: мышцы головы, туловища, конечностей и кожи. К костям они прикреплены при помощи сухожилий.Расположение мышц у голубей своеобразно. На спинной стороне тела мышц совсем нет. Основная масса их находится на брюшной стороне. Особенно сильно развиты грудные мышцы, приводящие в движение крылья. Грудные мышцы (туловища) начинаются на грудной кости и ключице, оканчиваются на плечевой кости. Их сокращение приводит в движение крылья.

Плечевой пояс у птиц, являющийся механической опорой для крыльев, развит очень сильно и обеспечивает крепкое соединение составляющих его костей: лопатки, коркоидной кости и ключиц. Последние имеют форму римской цифры V, играют роль пружины, предохраняя туловище от сдавливания крыльями при сокращении грудных мышц в процессе полета и взмахе крыльев. Служат так же, как и грудные мышцы, для движения крыльев.

Грудная клетка состоит из ребер, скрепленных с позвоночником и грудной костью (килем). Она очень прочная и укрепляет плечевой пояс, соединенный с крыльями. Чем лучше развита грудная кость (киль), тем выше ценится голубь.

Шея голубя подвижна, так как состоит из 14-ти позвонков, что позволяет во время полета изменять направление.

Грудной отдел позвонков малоподвижен, кости пояснично-крестцового отдела срослись вместе, что также является следствием приспособленности к полету.